Задержка речевого развития

ЗРР (задержка речевого развития) и ЗПРР (задержка психического развития)

За этими аббревиатурами скрываются тысячи различных патологий.
Сегодня рассмотрим в целом вопросы задержки развития детей.

  • Чаще всего родители замечают несоответствия развития ребенка именно в речевой функции . Это побуждает искать ответы на родительских форумах, в блогах врачей и речевых специалистов. Влечет за собой череду диагностик различных уровней.
    Когда ребёнок не разговаривает, выделяется из группы сверстников, возникает психологический дискомфорт, это неприятно, но как ни странно целительно- родители начинают задавать вопросы, искать ответы и получают шанс стать хозяевами ситуации и решить значимые задачи развития ребёнка на глубоком уровне.
  • Речь — это важно. Но это не единственный маркер на который имеет смысл обращать внимание.
    Литература пестрит неопсихологической терминологией «невыносимая 2хлетка» , кризис 3х лет…Да, ребенок в течение взросления проходит этапы симбиоза, отождествления, а затем самоидентификации и сепарации, это поддерживается на физическом уровне иммунными и гормональными сдвигами. И «невыносимое» поведение детей зачастую имеет под собой физиологические и метаболические причины. Поэтому устойчивые нарушения сна и поведения, частые истерики даже при грамотной речи предложениями требуют пристального медико-психологического внимания.
  • В развитии детей необходимо учитывать стратегию обучения, включающую в себя и эмоциональный интеллект, и бытовые навыки, и поведенческие паттерны. Дети даны нам не случайно, они наши лучшие учителя и в своем взрослении побуждают к развитию и совершенствованию нас, взрослых.
    Много говорят о подготовке к беременности с точки зрения медицины, но на мой взгляд недостаточно внимания уделяется именно психологической зрелости будущих родителей. Современные родители, рожденные после 2ой мировой войны, постепенно утрачивают связь с родом и корнями, семейные традиции заменяются корпоративной этикой и это может привести к эмоциональной незрелости- взрослые по паспорту люди не справляются со своими эмоциями и поведением и в силу этого не способны вместить в себя, экранировать и отрегулировать эмоциональные паттерны ребенка.
  • Психологическая поддержка семей, где растут дети с задержкой развития, крайне важна, ресурсная семья способна «вытащить» даже очень «тяжелого» ребенка.
    Итак, группы ЗРР и ЗПРР включают в себя более тысячи патологий с различными причинами и путями педагогической коррекции, поэтому речевые специалисты сейчас идут по пути детализации нарушений-поскольку им необходимо разработать специфические подходы к каждому из них.
    Врачам детализация более важна при применении аппаратных методик-Томатис, ТКМ, микрополяризация-здесь поможет биоэнергокартирование мозга с целью приоритетного воздействия на проблемные зоны.
    Но это уже коррекция высокого уровня, ее можно сравнить с декором помещения, который нет смысла проводить не разобрав завалы, не укрепив фундамент и не залатав крышу.
    Фундаментом всех процессов в живом организме является гомеостаз- поддержание равновесия во внутренней среде. Организм эволюционно исходит из вопросов выживания и целесообразности функции. И при наличии выраженных иммунных и метаболических нарушений он в пользу выживания в моменте жертвует высшей нервной деятельностью, в том числе речевой функцией. Это ставит под сомнение применение ноотропных /стимулирующих и психотропных/корректирующих поведенческих препаратов на 1ом этапе терапии — мы зачастую изначально видим эффект, так как заставляем организм использовать остатки ресурса, чтобы порадовать нас успехами.
  • Так, например, может «запуститься» речь, но сохранятся поведенческие нарушения, усугубятся трудности в обучении. А при повторных курсах или длительной терапии эффект нивелируется в силу истощения эксплуатируемых биохимических систем. И это одна из основных проблем современной психофармакологии, в настоящее время частично замаскированная «успехами здесь и сейчас» без понимания катастрофы в перспективе.
  • Автор статьи врач невролог, рефлексотерапевт, гомеопат Шмелева Евгения Владимировна

    Ссылка на Телеграм-канал: https://t.me/prevnev

  • Резюмируя выше сказанное призываю родительское сообщество к осознанным и взвешенным решениям, повышению психологической устойчивости и информированности.
    В плане коррекции задержки развития любого вида необходимо сочетать педагогическую/реабилитационную и медицинскую линию коррекции. И медицинская линия как раз должна быть направлена на стабилизацию функций организма и создание среды для оптимального развития. На настоящем этапе наибольшие перспективы в этом направлении дает превентивная и метаболомная медицина.

Прием ведет врач невролог, гомеопат, рефлексотерапевт Шмелева Евгения Владимировна

Записаться на прием

Услуги и цены

Прием врача-невролога

 60 минут 4000 руб.

Онлайн-консультация

 60 минут 4000 руб.